Что такое шум
Физическая характеристика громкости звука — уровень звукового давления, в децибелах (дБ). "Шум" — это беспорядочное смешение звуков.
Звуки с низкой и высокой частотой кажутся тише, чем среднечастотные той же интенсивности. С учётом этого, неравномерную чувствительность человеческого уха к звукам разных частот модулируют с помощью специального электронного частотного фильтра, получая, в результате нормирования измерений, так называемый эквивалентный (по энергии, "взвешенный") уровень звука с размерностью дБА (дБ(А), то есть — с фильтром "А").
Громкость звука. Уровень шума и его источники
Децибел, дБа |
Характеристика |
Источники звука |
0 |
Ничего не слышно |
|
5 |
Почти не слышно |
|
10 |
Почти не слышно |
тихий шелест листьев |
15 |
Едва слышно |
Шелест листвы |
20 |
Едва слышно |
Шепот человека (на расстоянии 1 м) |
25 |
Тихо |
Шепот человека (1 м) |
30 | Тихо |
шепот, тиканье настенных часов. Допустимый максимум по нормам для жилых
помещений ночью, с 23 до 7 ч. |
35 | Довольно слышно |
Приглушенный разговор |
40 |
Довольно слышно |
Обычная речь. Норма для жилых помещений днём, с 7 до 23 ч. |
45 | Довольно слышно |
обычный разговор |
50 | Отчетливо слышно |
разговор, пишущая машинка |
55 |
Отчетливо слышно |
Верхняя норма для офисных помещений класса А
(по европейским нормам) |
60 | Шумно |
Норма для контор |
65 | Шумно |
громкий разговор (1м) |
70 | Шумно |
громкие разговоры (1м) |
75 | Шумно |
крик, смех (1м) |
80 | Очень шумно |
крик, мотоцикл с глушителем. |
85 | Очень шумно |
громкий крик, мотоцикл с глушителем |
90 |
Очень шумно |
громкие крики, грузовой железнодорожный вагон
(в семи метрах) |
95 | Очень шумно |
вагон метро (в 7 метрах снаружи или внутри вагона) |
100 | Крайне шумно |
Оркестр, вагон метро (прерывисто), раскаты
грома.
Максимально допустимое звуковое
давление для
наушников плеера
(по европейским нормам) |
105 |
Крайне шумно |
в самолёте (до 80-х годов ХХ столетия) |
110 |
Крайне шумно |
вертолёт |
115 | Крайне шумно |
пескоструйный аппарат (1м) |
120 | Почти невыносимо |
отбойный молоток (1м) |
125 | Почти невыносимо |
130 | Болевой порог |
самолёт на старте |
135 |
Контузия
|
|
140 | Контузия |
звук взлетающего реактивного самолета |
145 | Контузия |
старт ракеты |
150 | Контузия, травмы |
|
155 | Контузия, травмы |
|
160 | Шок, травмы |
ударная волна от сверхзвукового самолёта |
При уровнях звука свыше 160 децибел возможен разрыв барабанных перепонок и лёгких,
больше 200 — смерть |
Человек может слышать звуки громкостью от 10-15 дБ и выше. Максимальный диапазон частот для человеческого уха, в среднем — от 20 до 20 000 Гц (возможный разброс значений: от 12-24 до 18000-24000 герц). В молодости — лучше слышен среднечастотный звук с частотой 3 КГц, в среднем возрасте — 2-3КГц, в старости — 1КГц. Такие частоты, в первые килогерцы (до 1000-3000 Гц — зона речевого общения) — обычны в телефонах и по радио на СВ и ДВ диапазонах. С возрастом, воспринимаемый на слух звуковой диапазон сужается: для высокочастотных звуков — уменьшаясь до 18 килогерц и менее (у пожилых людей, каждые десять лет — примерно на 1000Гц), а для низкочастотных — увеличиваясь от 20 Гц и более.
В случае отсутствия на стенах помещений звукопоглощающих материалов (ковров, специальных покрытий), звук будет громче из-за многократного отражения (реверберации, то есть — эха от стен, потолка и мебели), что увеличит уровень шума на несколько децибел.
Максимально допустимые уровни звука (LА макс, дБА) — больше "нормальных" на 15 децибел. Например, для жилых комнат квартир допустимый постоянный уровень звука в дневное время — 40 децибелов, а временный максимальный — 55. Неслышный шум — звуки с частотами менее 16-20 Гц (инфразвук) и более 20 КГц (ультразвук). Низкочастотные колебания в 5-10 герц могут вызывать резонанс, вибрацию внутренних органов и влиять на работу мозга. Низкочастотные акустические колебания усиливают ноющие боли в костях и суставах у больных людей. Источники инфразвука: автомобили, вагоны, гром от молнии и т.д. Высокочастотные колебания вызывают нагрев тканей. Эффект зависит от силы звука, расположения и свойств его источников.
Высокочастотный звук и ультразвук с частотой 20-50 КГц, воспроизводимый с модуляцией на несколько герц — применяются для отпугивания птиц с аэродромов, животных (собак, например) и насекомых (комаров, мошкары). На рабочих местах предельно допустимые, по закону, эквивалентные уровни звука для прерывистого шума: максимальный уровень звука не должен превышать 110 дБА, а для импульсного шума — 125 дБА. Запрещается даже кратковременное пребывание в зонах с уровнями звукового давления свыше 135 дБ в любой октавной полосе.
Шум, издаваемый компьютером, принтером и факсом в комнате без звукопоглощающих материалов — может превышать уровень 70 дБ. Поэтому не рекомендуется размещать много оргтехники в одном помещении. Слишком шумное оборудование должно выноситься за пределы помещения, где располагаются рабочие места. Снизить уровень шума можно, если использовать шумопоглощающие материалы в качестве отделки помещения и занавески из плотной ткани. Помогут и противошумные бируши для ушей.
Плачь ребёнка, по сравнению с другими звуками такой же громкости — гораздо сильнее действует на психику человека, в качестве раздражителя и стимула к активным физическим действиям (успокоить, накормить и т.д.)
При возведении зданий и сооружений, в соответствии с современными, более жесткими требованиями звукоизоляции, должны применяться технологии и материалы, способные обеспечить надёжную защиту от шума. Для пожарной сигнализации: уровень звукового давления полезного аудио сигнала, обеспечиваемый динамиком, должен быть не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от динамика и не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения (п.3.14 НПБ 104-03). Сирена большой мощности и корабельный ревун — давит больше 120-130 децибел.
Спецсигналы (сирены и "крякалки" — СГУ), устанавливаемые на служебном транспорте, регламентируются ГОСТ Р 50574 — 2002. Уровень звукового давления сигнального устройства при подаче специального звукового сигнала, на расстоянии 2 метра по оси рупора, должен быть не ниже:
- 116 дБ(А) — при установке излучателя звука на крыше транспортного средства;
- 122 дБА — при установке излучателя в подкапотное пространство автотранспорта.
Изменения основной частоты должны быть от 150 до 2000 Гц. Продолжительность цикла — от 0,5 до 6,0 с.
Клаксон гражданского автомобиля, согласно ГОСТ Р 41.28-99 и Правил ЕЭК ООН №